Довелось мне вчера пешком переходить азербайджано-российскую границу. Почему пешком? Так уж получилось, что мне надо было быстро добраться из Баку в Махачкалу и другого варианта не было кроме доставки меня на машине к погранпереходу с одной стороны, за которым меня ждал уже наш российский автомобиль. Я согласился, считая, что перейти пешком границу двух дружественных государств с безвизовым режимом - не проблема.
Все оказалось намного сложнее.

Подъезжаю к азербайджанскому переходу Самур. Оказывается там очередь пешеходов, человек 50. В основном, как оказалось, люди идут в гости к родственникам в Дагестан. Толкучка, томительное ожидание. Наконец, через 1 час я протисиваюсь к одну-единственному окошку и азербайджанский пограничник ставит мне заветный выездной штамп.

На радостях я выхожу на мост через пограничную реку и иду по нему в стороны моей любимой Родины. Ищут меня останавливает азербайджанский пограничник и говорит, что проход по мосту запрещен, его можно пересекать только на автомобиле. Я задаю недоуменный вопрос: меня ждет машину только на российской стороне. Ловите проходящую и подсаживайтесь туда. А ехать-то всего метров 200. Видимо состояние изумления на моем лице было настолько явное, что пограничник решил мне помочь и остановил как раз проезжающий мимо микроавтобус. Я втиснулся туда, присев между тюками с каким-то товаром.

Отдельно надо сказать о мосте. Его, как мне сказали мои невольные попутчики, построили еще при Сталине. Сейчас он весь в ямах и лужах.

Ну ладно, мы этот мост, переваливаясь с одного бока на другой, проехали и уперлись в наглухо закрытые ворота с надписью "Россия. Russia".

Я было уже обрадовался, увидев так близко мой дом, но не тут-то было. Мы простояли минут 40, пока, наконец, не подошли два родных российских пограничника и эти ворота открыли. Въезжаем, я в России. Бегу в ворота, на которых написано "пограничный контроль", быстро получаю печать в паспорте, выхожу на улицу и пытаюсь найти путь на Родину.

И тут мне уже наш, родной пограничник, сообщает, что пешком я к объезжающей меня машине не выйду. Почему? Оказывается, это можно сделать только на машине ( а ехать всего-то метров 100). А где же я ее найду, этот попутный транспорт? Ищите, попытайтесь сесть в проходящую после погранкотроля и таможне, машину.

И в очередной раз меня выручило отчаяние, излучаемое моим лицом. Надо мной сжалился какой-то человек с пистолетом и сказал: "Ладно, брат, я тебе помогу". Он что-то сказал офицеру около и ворот и, о счастье, я закончил мой пеший переход границы.

Итог: я потратил 2,5 часа сплошной нервотрепки.

Вопрос: а что мешает двум дружественным странам - Азербайджану и России - как-то договориться и навести порядок. Думаю, что опыт пешего перехода я больше повторять не буду. Но ведь жалко людей, которые пересекают границу посетить родственников, по делам. Их превращают в скот, озлобляют. Я выслушал очень много и азербайджанской и русской брани в адрес сложившихся порядков.

О какой интеграции на постсоветском пространстве можно говорит, о каких добрососедских отношениях? Мы хотим граничить с друзьями или косо смотрящими на нас соседями?
Иногда в каком-то будничном эпизоде видна глобальная тенденция. С российской стороны переход, на всякий случай, называется Яраг-Казмаляр